волошинский сентябрь
  • ГЛАВНАЯ

  • ФОНД

  • НОВОСТИ ФОНДА

  • ПРОЕКТЫ

  • ПАРТНЁРЫ

  • КОНТАКТЫ

  • Blog

  • More

    Дайджест Волошинского сезона (№6): Лекарство от скуки?

    July 3, 2015

     

    Участники любого конкурса, в том числе – Волошинского – это, в общем-то, люди, находящиеся в промежуточном состоянии, на полпути между двумя классами. С одной стороны – огромная масса поэтов-любителей, поэтов, пишущих для себя и друзей, и не рассчитывающих не только на вечность, но и на сколь-нибудь широкое общественное признание. С другой стороны – далеко не столь широкое, но тоже уже довольно внушительное сообщество поэтов-«профессионалов». Беру это слово в кавычки, поскольку использую его за неимением лучшего, ибо первый из двух определений профессионализма – осуществление какой-либо деятельности за плату – в случае поэзии явно неприменим, а второй – осуществление данной деятельности на высоком техническом уровне, хоть и подразумевается в этих кругах, но на практике далеко не всегда, и вообще, в случае поэзии дело это тёмное, малопонятное и предельно субъективное.
     

    Ну да, тем не менее, существует определенный круг поэтов, который печатается в «толстых» литературных журналах, получает различные премии и собирает отклики литературных критиков. При этом крайне небольшое количество институций работают с людьми «с улицы». Одной из таких институций, своеобразным лифтом из одной касты в другую, и является Волошинский конкурс.
     

    Наблюдая третий год за поэтическими подборками конкурса, могу констатировать, что все его участники, по крайней мере, те из них, чьи подборки появляются на сайте, пишут стихи хорошие. Соответствующие всем формальным требованиям, с очевидными поисками как новых форм, так и новых тем для лирического высказывания. И, учитывая количество участников конкурса, могу лишь посочувствовать жюри, из года в год вынужденному определяться, кому из участников предоставить шанс на попадание в «профессионалы».
     

    Но жюри со своими сложностями разберётся без меня, а моя же речь обращена к собратьям-участникам, поскольку и сам я толкаюсь локтями в их тесных рядах.
     

    Друзья мои! Мы с вами не только поэты, но ещё и читатели. И как читатель, перечитывая конкурсные подборки, выложенные, как мы помним, анонимно, мне уже в который раз кажется, что я читаю стихотворение одного поэта. Мастеровитого, с хорошей фантазией, но, признаться честно, скучноватого.
     

    Технически, повторюсь, придраться сложно. Размеры соблюдены там, где им полагается соблюдаться, с рифмой, где она предполагается, особо никто не ошибается. Но сверх этого эксперименты простираются редко. Редко где мелькнёт свежий образ. Редко встретишь такой замысловатый приём, как аллитерация (автору стихотворения «Город-сад» достаточно было употребить эти приёмы, чтобы стать победителем прошлогодней «крымской» номинации, но это как раз – исключение). Вместо этого поэты изощряются в составлении «концепций» будущих сборников (требование соответствующей номинации) и жанровыми экспериментами.

    Но даже это не главное. От большинства подборок нет ощущения самого, на мой взгляд, главного, что делает стихотворение поэзией – музыки слова и точности его употребления.

     

    И почему это происходит – для меня загадка. Тем более, если взять каждую подборку по отдельности – её автору не откажешь в поэтическом таланте. Рискну высказать одно предположение.
     

    Прочитывая конкурсные подборки, я заметил, что среди конкурсных стихов подавляющее большинство занимает такая медитативно-философская лирика. Лирика душевного неуюта. Хандра, одним словом. Допускаю, что большое количество стихов, прочитанных за раз, у кого угодно могут создать такое ощущение, независимо от содержания самой поэзии. Но все-таки…
     

    Все-таки, как мне кажется, подобные стихи люди пишут, как правило, когда сказать нечего, а сказать хочется. Хандрить и брюзжать на мир в такой ситуации – самый лучший выход. Да и мир, как правило, поворачивается сегодня к людям свое не самой светлой стороной, так что повод найдётся у каждого.
     

    Сегодня, здесь и сейчас, мы живем в мире, где потеряны основные жизненные ориентиры, в мире, где приходится спорить о самых основополагающих принципах человеческого существования. Это тоже угнетает самых чувствительных представителей человечества – поэтов. Подтверждает состояние всеобщей растерянности людей в мире и количество лирики религиозной направленности, захлестнувшее конкурс в прошлом году. Такое ощущение, что люди лихорадочно ищут своё место в мире, пытаясь как-то упорядочить его.
     

    В этой связи совершенно объяснимо практически полное отсутствие на конкурсе любовной лирики, юмористических, социальных стихов, да и вообще, стихов, в которых чувствуется какая-либо страсть. В состоянии растерянности и апатии – не до страстей. Таких стихов нынче мало и в толстых журналах, и это, наверное, тоже характеризует общее душевное состояние современных поэтов.
     

    Прошу не воспринимать эти мои заметки как какое-то поучение. Все, сказанное выше, я говорю прежде всего о себе. Тем более, что, будем объективны, Волошинский конкурс уже подарил мне встречу со многими любимыми мною авторами.
     

    И ещё… Чего я все-таки, вопреки всему, жду от конкурса? Легкости. Неожиданности. Теплоты. Чего-то, отличного от повсеместно разлитой мизантропии. Жду ярких образов. Жду точных наблюдений за человеческой душой и человеческим обществом.  Жду музыки, в конце-концов. Музыки, наверное, больше всего…
     

    И толстые журналы, возможно, тогда тоже окажутся немножко доступнее…

     

    Сергей Баталов.

    Фото из архивов автора.

     

    Тэги:Волошинский симпозиум

    волошинский симпозиум

    Please reload

    ​МЫ В СОЦСЕТЯХ

    • Wix Facebook page
    • Вконтакте App Icon
    RSS Feed

    © ФОНД ВОЛОШИНСКИЙ СЕНТЯБРЬ 2020

      поделиться