волошинский сентябрь
  • ГЛАВНАЯ

  • ФОНД

  • НОВОСТИ ФОНДА

  • ПРОЕКТЫ

  • ПАРТНЁРЫ

  • КОНТАКТЫ

  • Blog

  • More

    Обзор шорт-листа номинации "Правда для узкого круга"

    August 24, 2017

    Индивидуум в тренде

     


    Когда задумывались обзоры шорт-листов номинаций Волошинского конкурса, один из обозревателей задал мне вопрос, а можно ли говорить о том, что не понравилось в произведениях финалистов. Честно говоря, в тот момент вопрос мне показался смешным. "Почему же нельзя?.." - ответила я. А после того, как по следам моего первого обзора, мне попеняли за цитату из Хармса про "... театр закрывается", я решила, что теперь непременно буду писать не только о плюсах пьес, но и о минусах, если таковые мне видятся.
    Не обессудьте, дорогие авторы.


    Де-юре тема второй номинации драматургической составляющей Волошинского конкурса звучала как "Правда для узкого круга", де-факто мы с вами понимаем, что это свободная тема. Любое драматургическое утверждение претендует считаться правдой, а уж для какого круга аудитории, зависит от актуальности и близости конкретного утверждения зрителю. Хотелось полагать, что шорт-лист номинации позволит сделать какие-то общие выводы о тенденциях в современной драматургии, но единственный напрашивающийся вывод при взгляде на список тот, что в нем преобладают тексты с общечеловеческими проблемами, и почти не присутствуют картины политической направленности. Остросоциальные темы вымещаются частными философскими и нравственными вопросами индивидуума. И честно говоря, это радует. Потому как в литературе в целом сейчас наблюдается другая пропорция.


    "Дочь индустрии" Артема Головнина единственная пьеса, в которой мы увидим фантасмагорический сюжет о советском прошлом, и как мне показалось, экивок в настоящее. На далеком уральском заводе строят не просто коммунизм, а веруют в богиню Индустрию, принося ей в жертву человеческие жизни. Пьеса, как пояс шахида, нашпигована символами, в чем ее несомненная сила. Но слабость, на мой взгляд в том, что никакого откровения о системе она не несет, а лишь ярко и гипертрофированно показывает то, с чем уже давно никто не спорит.


    Еще одна пьеса, стоящая особняком в шорт-листе - "Композитор" Елены Коллеговой. Это комедия об одном дне композитора, попавшего в непростые бытовые условия переезда, ремонта и завершения сочинения музыкального произведения одновременно. Комедия очень добрая и славная, не лишенная элементов клоунады. От нее веет и "Покровскими воротами" Зорина, и "Маленькими комедиями большого дома" Арканова и Горина. Как мне кажется, добрая комедия сейчас столь редка, что "альгидрид твою валентность, через медный купорос" (как говорит один из ее героев), получила она свое место в шорт-листе заслужено.


    Все остальные тексты шорта так или иначе посвящены человеческим взаимоотношениям, чувствам и переживаниям.


    "Люди-бабочки (собачий рай)" драматурга Татьяны Голюновой транслирует  зрителю простую и светлую мысль о том, что любовь не исчезает. Например, после смерти человека. Пока жива память о нем, и он сам в некотором роде жив - где-то тут рядом машет, как бабочка, крыльями. Бывшая студентка приезжает снимать кино о своем скоропостижно скончавшемся преподавателе. И есть хорошие люди, которые ей помогают, плохие, которые интригуют, есть те, кто по ходу действия перевоспитываются и проникаются ее идеями. Есть так же в пьесе глубоко трогающий и травмирующий сюжет об отце покойного, который  после смерти не только сына, но потом и любимой собаки, начинает убивать на улице домашних животных. Собирает своему питомцу подходящую компанию на небесах. У пьесы сбитый сюжет, наличие противовесов добра и зла, все отлично. И кино у главной героини в итоге получится. Но вот лично я ничего не поняла про эту героиню, а потому к концу действия, готова была уехать вслед за ее бывшим. Потому как, совершая столько благих дел, героиня как-то по ходу пьесы этому бывшему изменила, да и фанатизм любви к преподавателю чрезмерен и выглядит не вполне вменяемо, оставляя опять-таки слишком много вопросов к их платоническим отношениям.


    "Архитектоника" Полины Коротыч  представляет в шорт-листе жанр очень популярных сейчас монопьес. Отец пытается снять видеопослание для своей взрослой дочери, переосмысляя их конфликт да и всю свою прожитую жизнь. Пьеса короткая, а потому, мне кажется, не вполне сможет соперничать с полноформатными пьесами. Но в целом текст очень живой и зримый.


    Дина Дзираева в пьесе "Клуб 28" размышляет о возрастном кризисе. Как можно догадаться из названия пьесы, речь идет о людях приближающихся к возрастной отметке тридцати лет. Черты кризиса чрезвычайно похожи на кризис среднего возраста. Напрашивается вывод о том, что с ускорением ритма жизни вообще и кризис среднего возраста молодеет. Мне кажется, это не плохая тема, чтобы поговорить о ней со сцены. Драматург хорошо выбирает типажи, делает срез поколения. Смущает техническое решение: текст пьесы "прослоен"  довольно длинными внутренними монологами главной героини, и вот цель их создания мне не очевидна. Те же самые выводы можно было вложить в ее уста в диалогах с другими действующими лицами, а не рвать ими канву сюжета.


    Гала Узрютова - неординарный и даже, я бы сказала, парадоксальный автор, не боящийся эксперимента. Ее круглая пьеса "Тондо"  - безусловный эксперимент. Герои помещены в замкнутое пространство, давайте назовем его подсознанием, в котором символически проживают или переживают его сигналы (из прошлого? будущего?). Долгое время зрителю кажется, что это сигналы прошлого, но есть люди, которые наблюдают за героями снаружи. Оказывается, это их будущие родители. Замкнутый круг без конца и начала. Пьеса не дает ответов, скорее, порождает много вопросов, но по прочтении хочется найти своего старого плюшевого слона и пришить ему уши, как сделал один из героев пьесы. Вдруг это переменит что-то в сегодняшней жизни?.. А вдруг?..


    "Соната", написанная в соавторстве Зоей Дякиной и Анастасией Бойцовой глубоко меня тронула. Пьеса затрагивает вопрос гомосексуальных отношений, но в ее контексте это не важно. Речь в ней вообще о любви в очень разных ее проявлениях, в том числе и таком. Группу молодых музыкантов связывают сложные взаимные отношения, которые повлияют на судьбу каждого из них. В "Сонате" есть место вопросам творчества и таланта, человеческого выбора и трагедии, к которой он может привести. Не могла отделаться от мысли, что пьеса ассоциируется у меня с "Жестокими играми" Алексея Арбузова, не своим сюжетом, конечно, а теми нравственными вопросами, которые задает. Отличная молодежная пьеса.


    Еще одна история про молодых - пьеса "Питомец" Натальи Гапоновой. Сделав за компанию с приятельницей тест на беременность, героиня обнаруживает, что ждет ребенка. Во всяком случае, тест оказывается положительным. Мир тут же встает с ног на голову, наполняется как нужными, так и лишними людьми, у каждого из них есть мнение о том, как нужно жить героине, у которой как раз убежденности в том, как ей нужно жить, нет. Пьеса очень динамичная, местами заставляющая улыбнуться, хотя тема вполне серьезная. Пьеса получилась жизнеутверждающая и, главное, не нравоучительная. Правда, у меня по прочтении остался незакрытый гештальт - всю пьесу героиня отчаянно пила воду и хотела сделать тест повторно. Казалось, что все закончится тем, что первый тест окажется ошибочным. Но повторный тест она так и не сделала. На открытый финал не похоже. Просто какая-то потерянная линия сюжета.
     

    А вот пьесу Сергея Филиппова "Евгений Онегин честное слово" не смотря на то, что сам автор относит к условному жанру "пубертат-детектив", я бы не отнесла к молодежным, хотя ее главной героине и 16 лет. Это история о человеческой неискренности и манипуляторстве, а такие качества не сильно зависят от возраста. Героине могло быть и 25, и 30 лет. Ее юность только усиливает эффект отторжения, особенно учитывая, что она выходит сухой из воды. Пьеса сложная и многоплановая, в ней нет однозначно положительных и отрицательных героев. Автор не навешивает ярлыки, а последний монолог героини о том, что жизнь не строится по законам логики, заставляет зрителя едва ли не понять и принять ее позицию. Наверно, в этом и сила автора - его цель заставить зрителя сомневаться, а не ставить диагнозы.


    Драма Екатерины Шиямаллан "Мама умерла" - вещь очень тяжелая. Из разряда тех, после которых как-то тяжело возвращаешься к реальности. Пьеса рассказывает о том, как деградируют взаимоотношения между матерью и вернувшимся из армии сыном, как между ними вырастает стена непонимания. В прочем, деградируют не столько отношения, сколько сам человек - сын, в итоге превращающийся в преступника. Меня не покидает мысль, что "Мама умерла" - не вполне театральная пьеса. На мой взгляд, это киносценарий. Такой прочный киносценарий для мрачного авторского кино. Многое в нем держалось бы на операторской работе и деталях, которые при театральной постановке могут потеряться, и эффект угнетения зрителя не случится.
     

    А вот представить себе театральную постановку пьесы "Ганди молчал по субботам" Анастасии Букреевой совсем не сложно. Это не монопьеса, хотя 90% текста и произносится одним героем: ребенок рассказывает о своей семье  в период развода родителей. О том, какой он видел жизнь до этого события, и каким стал видеть ее после. Он рассказывает, а на фоне рассказа жизнь эта проистекает. И лишь иногда они сталкиваются вместе (жизнь и рассказ о ней). Разрушающийся мир отдельной ячейки общества через призму детского восприятия и сопротивления этому разрушению, где опрос вопросов - "обязательно ли убивать белочку, чтобы сделать кисточку для рисования?" В этой пьесе есть какая то неподдельная искренность и настоящесть. Против нее трудно устоять.


    Ну и осталось рассказать о еще одной пьесе шорт-листа - "За синими туманами" Шауры Шакуровой. Это пьеса о жизни мигрантов в Москве. Живется мигрантам, как известно, не очень сладко. Пьеса написана канонически. Все там на своих местах. Несколько героев, за каждым история: тот герой, что подавался более отрицательным в начале пьесы, окажется вполне себе человек, а тот, что жил по четким правилам, оказывается, может эти правила изменять в угоду обстоятельствам. На фоне творческих экспериментов других финалистов пьеса выглядит очень четкой и гладкой. Ни сучка ни задоринки. Но лично для меня - это и есть ее минус. Как-то очень все ожидаемо.


    Завершая обзор, могу  сказать, что если в шорт листе номинации памяти Хармса у меня были четкие личные предпочтения,  то шорт-лист номинации "Правда для узкого круга" мне показался, с одной стороны, очень разноплановым по тематике поднимаемых вопросов, но довольно ровным по уровню исполнения, с другой. И выбрать победителя будет для жюри задачей, как мне кажется, непростой.

     

    Удачи всем финалистам!



    Критик, куратор драматургических номинаций
    "Волошинского конкурса - 2017"
    Нина Дунаева


     

     

    Тэги:Волошинский симпозиум

    волошинский симпозиум

    волошинский театр

    Please reload

    ​МЫ В СОЦСЕТЯХ

    • Wix Facebook page
    • Вконтакте App Icon
    RSS Feed

    © ФОНД ВОЛОШИНСКИЙ СЕНТЯБРЬ 2020

      поделиться